Музыкальное воспитание

Музыкальное воспитание
   — процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Цель М.в. - передача опыта музыкальной деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа музыкального произведения) новому поколению. М.в. предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на человека и рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей. Содержание, формы и методы М.в. зависят от признанных в обществе социальных, философских, общепедагогических установок, сложившегося типа музыкальной культуры, от соотношения видов музыкальной деятельности и "звуковой среды", окружающей человека.
   М.в. является особой областью эстетического воспитания. Оно опирается на закономерности музыкального искусства, особенности музыкального языка и исторически сложившуюся логику музыкального мышления. Музыка способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности, отражать уровень духовных и художественных потребностей общества. Существенным компонентом М.в. является музыкальное обучение и образование, позволяющие овладеть языком музыки, приобрести знания, умения и навыки, развить музыкальные способности.
   Теория М.в. формируется на основе общей и музыкальной педагогики, психологии, эстетики, музыкознания, культурологии. Важнейшими в теории М.в. являются проблемы музыкального восприятия и музыкальных способностей. Восприятие музыки (слушание, переживание, понимание, оценка) основано на сложном взаимодействии эмоционального и рационально-логического механизмов психики. В современной науке утвердилось мнение об активной творческой природе музыкального восприятия и, следовательно, множественности слушательских интерпретаций музыкального образа. Вместе с тем для теории М.в. особое значение имеет положение об адекватном и реальном восприятии музыкального произведения. Потенциально каждый ребёнок обладает способностью активно-творческого постижения замысла композитора. Однако такая возможность зависит от общего культурного развития, личного музыкального опыта человека, наличия сформированного эстетического вкуса, музыкальной воспитанности и музыкальной образованности, а также от социальных факторов, играющих важную роль в формировании музыкально-эстетических оценок.
   Формирование музыкальных способностей рассматривается в теории М.в. как процесс, подчинённый общим психическим закономерностям развития творческих способностей. Считается, что музыкальные способности развиваются в процессе музыкальной деятельности и зависят от эмоционально-эстетического отношения человека к действительности, развитости образного мышления, музыкально-слуховых представлений. Современная педагогика исходит из положения о возможности развития музыкальных способностей у детей при условии применения соответствующих методик.
   Развитие теории и практики М.в. в России связано с расцветом национальной композиторской школы (П.И. Чайковский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др.), открытием первых консерваторий в С.-Петербурге и Москве, бесплатной музыкальной школы (1862). В 1918 музыка (пение) становится обязательной учебной дисциплиной в общеобразовательной школе. Важное значение для теории и практики М.в. имела педагогическая деятельность Б.Л. Яворского, труды Б.В. Асафьева.
   В 30-40-х гг. складывается разветвлённая система музыкальных учебных заведений: консерватории, музыкальные училища, музыкальные педагогические институты, музыкально-педагогические факультеты, музыкальные школы, студии и т.д. В 60-70-х гг. созданы методики М.в. для дошкольников и младших школьников (Н.А. Ветлугина), школьников на уроках музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Д.Б. Кабалевский и др.), в детских музыкальных школах (Л.А. Баренбойм, А.А. Николаев и др.). С 80-х гг. развивается научное направление, связанное с подготовкой учителя музыки для массового М.в.
   Существенную роль играет дополнительное образование детей в сфере М.в. Созданы хоры, ансамбли, оркестры: Ансамбль песни и пляски им. В.С. Локтева (1941), детский хор НИИ художественного воспитания АПН (1936, руководитель - профессор В.Г. Соколов) и др. Внешкольным М.в. занимаются также Всероссийское хоровое общество, филармония, музыкальные театры, радио и телевидение. Существенный вклад вносят журналы "Музыка в школе", "Музыкальная жизнь". В 1953 при ЮНЕСКО было создано Международное общество по М.в.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 152-153)
   Ч421.355.23

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Музыкальное воспитание" в других словарях:

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Музыкальное воспитание —         целенаправленное и систематич. развитие муз. культуры, муз. способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. М. в. есть процесс передачи общественно историч.… …   Музыкальная энциклопедия

  • музыкальное воспитание — область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Задачи музыкального воспитания  научить понимать музыку, развить музыкальный слух и вкус, музыкальные способности, привить простейшие исполнительские навыки (пение,… …   Энциклопедический словарь

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества; цель музыкального воспитания передача опыта музыкальной деятельности новому поколению. Музыкальное воспитание предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на индивида и… …   Профессиональное образование. Словарь

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ — процесс приобщения личности к муз. культуре общества. Цель М. в. передача опыта муз. деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа муз. произведения) новому поколению. М. в. предполагает целенаправленное пед. воздействие на индивида и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Музыкальное образование —         процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации …   Музыкальная энциклопедия

  • воспитание — Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… …   Словарь эпитетов

  • ВОСПИТАНИЕ —    • Educatio.     I. Греческое.          Как во всех отраслях общественной и частной жизни, так и в В. у греков ясно обнаруживается различие отдельных племен. Между тем как в дорическом племени, а особенно в Спарте, где все было направлено к… …   Реальный словарь классических древностей

  • воспитание — я; ср. 1. Процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Семейное, домашнее, школьное в.… …   Энциклопедический словарь

  • МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — организованное обучение детей музыке. Началось в первой пол. XVIII в. в горнозавод. шк. Екат., появившихся в г. вскоре после его основания. Церк. пение преподавалось специалистами из числа ссыльных в словесной и арифметических шк., располагавших… …   Екатеринбург (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»